Предисловие
Я не слежу за каждым шагом Гару, но очень люблю этого исполнителя. Мне для этого много не нужно – его четырех альбомов и еще кое-каких мелочей хватает выше крыши, потому что во всем, что он делает – море позитива. И он умеет им заразить, достаточно даже малой дозы.
Ну, и так как я не слежу ним пристально, то альбом я, можно сказать, не ждала. Знала, что он его готовит, однако… ну, готовит, и пусть готовит… Слышала пару отзывов от послушавших. Поняла, что музыка вроде как утяжелилась. Подумала, что мне это может не понравится, ведь я не люблю тяжелую музыку. Но! После прослушивания альбома я открыла для себя важную вещь: не важно, КАК, важно – ЧТО. Наверное, мне просто чужда философия музыки, которую я считаю тяжелой. Все то, о чем они поют… мне не кажется, что оно того стоит, не понимаю, зачем из-за этого так кричать. )) Не чувствую темы. И воспринимаю такую музыку как шум и грохот, как бесполезный крик. А вот то, о чем поет Гару, я очень даже понимаю. И мне хочется кричать вместе с ним. Потому что тема цепляет и волнует! В связи со всем вышесказанным альбом тяжелым мне отнюдь не показался. По-моему восприятию, все в полной гармонии. Есть несколько моментов, которые смущают, но это – мелочи.
Об альбоме
Итак… Альбом отличный, я уже говорила. Мне в нем нравится многое.
Во-первых, однообразием Гару не страдает – чего ему и в дальнейшем желаю. Он много поет о любви, куда же без неё. Но кто-то может при помощи разных слов и мелодий петь об одном и том же – «как сильно я тебя люблю!» или «как досадно, что ты от меня уходишь, не делай этого!». А у Гару каждая песня – это ситуация. И это интересно.
Во-вторых, нравится стиль. Стильный альбом. Какой-то он цельный по духу.
В-третьих, песни дружат друг с другом, они общаются между собой. Я бы их расположила в иной последовательности, чем они представлены на альбоме – и могла бы получиться история. Так и сделаю, пожалуй…
Хочу сразу сделать оговорку насчет одной песни. Она для меня – никакая. Я ее не поняла, не расслышала, она мне кажется сплошным шумовым эффектом. Увы. Это «Millieurs de pixels». Такое ощущение, что люди записали альбом, но потом сказали: «Слушай, Гару, тебе не кажется, что у нас получился очень уж хороший диск? Давай добавим ложку дёгтя, а? Чтобы твоим почитателям жизнь сказкой не казалась?» И они откопали где-то эти самые «Millieurs de pixels» и записали 9-м треком. В общем, про эту композицию мне сказать ну совсем нечего. Не поняла. Извините.
А теперь, собственно, мои впечатления. И моё видение текста, которое, правда, может оказаться не всегда точным (ну, вы же понимаете).
Разбор полетов Viens me chercher
Песня, с которой началось мое знакомство с диском. Потому что автор – Жан-Жак Гольдман. Ну, он в своем репертуаре – песня славная, забавная и с чисто гольдмановской психологией: самое ценное – внутри; кто ищет, тот найдет; внешность обманчива – то, что на первый взгляд выглядит не очень, на самом деле – добро. Тонкая добрая ирония: в тексте упоминаются глаза, «и впрямь очень синие», а также «булыжники, грохочущие в голосе». Кто знает Гару, тот поймет, что две отличительные черты Гару схвачены цепко и выражены метко. ))
В общем, люблю Гольдмана, люблю Гару и люблю эту песню. Ее можно слушать, даже не зная текста. Она и просто так очень милая.
В ней наш герой предстает этаким мишкой косолапым, вышедшим из дремучего леса. Но с добрым сердцем, разумеется! Все это несколько напоминает сказку «Красавица и чудовище». Потому что герой говорит своей любимой следующее насчет своих недостатков:
«Забудь мои манеры лесного человека;
Не обращай внимания на мои руки, обе левые;
И на мой странный образ мыслей;
Не бойся моей вспыльчивости и моих ругательств;
Всё это – не есть я.»
И он напоминает своей красавице, что «влюбленные рождаются тогда, когда рождается их история любви, – а значит всё может измениться».
И призывает:
«Всё может измениться, поэтому сделай шаг навстречу!
Во мне много нерастраченной нежности и заботы.
Загляни поглубже –
Внутри меня любовь, не раз обращенная в пепел,
готова снова разгореться;
Сделай шаг мне навстречу!»
Plus fort que moi
Видимо, наша незримая героиня вняла мудрым словам, сделала шаг навстречу, сумела разглядеть главное – и все было хорошо, пока нашему герою не захотелось на свободу: попутешествовать, повидать мир… Ведь любовь – это далеко не всё, что нужно человеку для счастья. Это многое, но не всё.
Данная песня – одна из моих фаворитов (если вообще не сказать – самая любимая). Слушать ее в транспорте, глядя в окно – это что-то!.. =) Мне нравится ритм, нравится мелодия. И мне очень нравится текст. Припев – в точку. Люблю. Просто люблю эту песню, и все тут. =) Цитирую без вырезаний, целиком – так, как есть.
«Запретные территории,
Усыпанные вечным снегом –
Нужно однажды в них затеряться.
Чтобы знать и чтобы иметь право сказать:
«Ад на самом деле очень близко к небесам», –
Для это нужно оттуда спуститься.
И пропасть вершин, и головокружительная высота,
И глубина…
Я осознаю свою силу,
Я осознаю свои страхи.
Желать, всё видеть и жить –
Это сильнее меня.
Любить то, что меня губит –
Это сильнее меня.
Эта тень, что следует за мной –
Сильнее меня.
Любовь, данная тобой –
Сильнее меня.
Огромные бесконечные пространства,
Самые важные и очевидные вещи –
Однажды их нужно принять.
То, что мы оставляем –
Это на самом деле всего лишь искусственный рай, –
Чтобы понять это, нужно однажды туда вернуться.
Пустыни посреди городов,
Одиночество ради счастья
Быть разными.
Я осознаю свою силу,
Я осознаю свои страхи.
Желать, всё видеть и жить –
Это сильнее меня.
Любить то, что меня губит –
Это сильнее меня.
Эта тень, что следует за мной –
Сильнее меня.
Любовь, данная тобой –
Сильнее меня.»
Je suis le meme
Потом герой возвращается. Возвращается из этих своих гор… потрепанный тяжелыми условиями жизни, обросший, как пещерный человек… )) Возлюбленная его не узнает. И говорит: «Мужчина, я вас не знаю, уходите, пожалуйста, пока я милицию не вызвала!» А наш герой пытается ей объяснить, что она ошибается:
«Я такой же,
Каким ты меня знала;
Всё тот же, кто волновал тебя,
Я тот самый человек,
Которому ты верила.
И кто тебя разочаровал, совсем того не желая.
Ничуть не лучше, но и не хуже;
И всё то же сердце, которому ты позволила открыться;
Сердце, полное нежности и неловкости;
Для тебя я – всё такой же.
Я тот самый,
Кого ты любила,
Кто сегодня признается
В своих утерянных чувствах,
Кто кладет свою обнаженную душу к твоим ногам
И кто клянется, что он совсем не изменился.
Я тот самый,
Кого ты любила.»
Эта песня кажется мне несколько занудной. Герой одно и то же повторяет много раз. Но в данной ситуации это оправданно – нужно же, чтобы до нашей незримой героини слова дошли-таки!
Quand je manque de toi
И они до неё дошли. Но не сразу. Наш герой после безуспешных попыток достучаться до своей возлюбленной, бросил это дело (у каждого человека есть гордость) и какое-то время жил как придётся. Ну, в принципе, жил не тужил, многое познал, но чего-то ему всё же не хватало. И он совершенно уверенно знал – чего именно. Вернее, кого. И решил попробовать ещё раз: «тук-тук» в дверь… И вот она – песня-признание. Он говорит, что может без колебания оставить и «искусственные ночи», и «все эти успехи, такие хрупкие», и «взгляды богинь»… Говорит, что может «притормозить в беге по жизни», может отказаться от своих повседневных сражений – если чувствует, что они отдаляют его от любимой. И, собственно, само признание, оно же припев песни:
«Когда мне не хватает тебя –
Мне не хватает всего:
Моей крови, моих сил, моей кожи и защитной оболочки, (эту строчку не получается адекватно перевести)
Дыхания моей жизни.
Когда мне не хватает тебя –
Мне не хватает всего:
Моего воздуха, моего неба –
Всего самого важного,
Что наполняет мою жизнь.
Это ты – самое важное,
Ты наполняешь мою жизнь.
Мне не хватает тебя.»
Мне нравится эта песня. Она о том, что в жизни есть много-много всего, но что самое главное – понять, что же для тебя важнее. Или для начала найти это что-то, ради чего можно без сожаления отказаться от очень многого.
Еще в этой песне мне нравится музыка, особенно припев с хорами.
Meme par amour
Ну кого не растрогают такие слова? Героиня обрадовалась и поверила, но… Ничто не бывает вечно – ни горе, ни радость. Об этом следующая песня.
Она осталась для меня не до конца понятной в смысле текста. Я так думаю, что речь идёт о том, что мы живём, ругая окружающие обстоятельства, ругая их за то, что они не такие, какими бы нам хотелось – и вследствие этого мы можем сказать про нашу жизнь, что не мы её выбирали. И не понятно, ради чего сражаемся, если даже не понимаем, ради чего живем. И не понятно, ради чего сражаться, если всё равно никто не укроется от своей судьбы.
Текст целиком:
«Испытывать страдания и сдерживать рыдания –
Вещи, к которым у нас нет ни малейшего желания;
Ради счастья, цена которого известна,
Мы не познали собственной жизни.
Даже в любви,
Даже случайно
Никто не укроется от своей звезды (= судьбы, наверное).
Сколько еще дней, которым не видно конца,
Будет длиться этот путь, о котором нам нечего рассказать?
И сколько еще будет полуночных возвращений
Ради жизни, которую выбрали не мы?
Даже в любви,
Даже случайно
Никто не укроется от своей звезды.
Плакать о ком-то, кого мы ищем и кто нас избегает;
Сражаться, как дурак, ради возможности жить здесь;
Спрашивать себя: «Ради чего?», – и что еще важнее: «Ради кого?..
Прожить эту жизнь так, как хочешь прожить ее ты?»
Даже в любви,
Даже случайно
Никто не укроется от своей звезды.»
Мне эта песня очень сильно нравится. Атмосфера безысходности в музыке хорошо передана. Второй куплет – это вообще чудо. И потом ближе к концу стонущие от боли струнные… А вот из самого-самого конца я бы всё же убрала излишние проявления эмоций. Лично мне они не по душе, и концовку я не слушаю – переключаю на следующий трек.
Trahison
Вернёмся к нашему герою. Итак, он понимает, что от судьбы не укрыться, даже в любви. И вот оно настигает его – «это бедствие, имя которому… предательство!»
«Когда тебя предает лучший друг,
Это хуже, чем когда тебя обманывает женщина;
Это хуже, чем когда от тебя отрекается отец;
Это хуже, чем когда о тебе забывает брат.
Когда уходит лучший друг,
Унося с собой
Бесценную часть твоей жизни –
Это преследует тебя, как наваждение.
Предательство!
Оно здесь, оно ждет своего часа,
Чтобы разбить тебе сердце.
Никто не сможет заменить
Человека, которому ты столько всего доверил;
Не сможет заменить твои сражения, твои мечты и твою любовь.
Горе и позор тому,
Кто совершает предательство.»
Отчаянная песня, но в ней всё же не столько горя и сожаления, сколько позитивного настроя и желания предупредить об опасности.
L’injustice
Беда не приходит одна. Вслед за предательством лучшего друга нашему герою предстоит пережить ещё и несправедливость.
«Несправедливость, ты ее принимаешь, как кинжал в сердце,
Ты ее принимаешь, как пулю в спину».
Песня серьёзная. Со сложным текстом. О всякого рода несправедливостях, которыми так богат наш мир. Но там есть сильнодействующая и воодушевляющая фраза, которая придаёт сил и не позволяет отчаиваться. Она завершает песню и говорит о том, что «несправедливость не признает ничего, кроме необходимости быть сильным».
Музыка интересная. Там есть голос за кадром – мелодия, которая горюет, стенает, рыдает…
Le temps nous aime
И пережив всякие неприятности наш герой возвращается – уставший, но с уверенностью, что не всё так уж плохо. Ведь у него по-прежнему есть главное – она!
«Le temps nous aime» – одна из моих самых любимых песен на диске. Не знаю, как можно её не любить. Она позитивная. Позитив назло нерадужному окружающему миру. И уверенность, что всё будет хорошо, не смотря ни на что. Это же моя позиция! Моя песня…
«Когда серость опускается вокруг;
Когда луна мне больше не светит;
Когда от городского шума я становлюсь слабее
На этих улицах, утративших радость;
Когда меня гложет сомнение, в глубине души я знаю,
Что время нас любит,
Что время нам верит;
И даже если я иногда заблуждаюсь –
Ты здесь, и я это знаю;
Ты никогда меня не обманешь.
Время нас любит,
Время следует за нами
Во всех безумствах моей жизни;
Но ты здесь, и я это знаю;
Ты меня никогда не обманешь,
Никогда.
Когда мои страхи возвращаются;
Когда дождь берет верх над солнцем,
Которое больше меня не греет;
Когда окружающий мир онемел от любви
В эти мгновения, когда больше не приходят мечты;
В такие моменты в глубине души я знаю,
Что время нас любит,
Что время нам верит;
И даже если я иногда заблуждаюсь –
Ты здесь, и я это знаю;
Ты никогда меня не обманешь.
Время нас любит,
Время следует за нами
Во всех безумствах моей жизни;
Но ты здесь, и я это знаю;
Ты меня никогда не обманешь,
Никогда.»
Dis que tu me retiendras
Но у нашей героини случаются затмения иногда, как все уже успели заметить. И она опять, опять ничего не поняла!! =( Она не читала стихотворение Оскара Уайльда «Silentium amoris» («Молчание любви»), где речь идёт о том, что «любви так много, что она немеет»; она не читала сонет Шекспира, в котором говорится: «И я молчу не зная, что сказать – не от того, что сердце охладело. Нет, на мои уста кладёт печать моя любовь, которой нет предела!» Ничего наша героиня не читала! А если читала, то забыла. И ничего не поняла.
И об этой печальной истории рассказывает одна из жемчужин альбома. Песня с очень милой музыкой, несколько стеснительной и извиняющейся, но эмоциональной; нежной, но настойчивой. Короче, в точности такой, каким предстаёт в этой песне наш герой. Особенно мне нравится строчка припева, когда герой возмущается: «Что? Что заставило тебя подумать?..» Такая музыка!.. Как будто разбегаешься, у тебя вырастают крылья - и поднимают над землей…
«Ты знаешь мою ахиллесову пяту (т.е. слабое место – прим. пер.) –
Я никогда не умел говорить с тобой.
Я не слишком красноречив,
И мои слова не заставят тебя танцевать.
Мне хотелось бы знать, как сказать…
Знать, как рассмешить тебя…
Но я этого не умею – и чувствую, что не произвожу впечатления.
Если бы ты знала, как хорошо в своем воображении
Я без устали проговариваю
Фразы прекрасные, но немые…
Фразы прекрасные, в которых говорю тебе…
В которых говорю, что я тебя люблю;
Что мне хотелось бы заставить тебя танцевать.
Если бы ты могла заглянуть в мои мысли,
Всё было бы не так сложно.
Там ты увидела бы любовь,
Без каких бы то ни было искаженных фраз.
Я хотел бы знать, как…
Да, как тебе понравиться…
Но всё, что я делаю – это не произвожу впечатления.
Забудь это всё.
Не нужно было меня слушать.
Я сказал всё это,
Даже не подумав.
Что? Что заставило тебя подумать, что я боюсь?
Что заставило тебя подумать, что я плачу?
Скажи, что ты не дашь мне уйти!
Скажи, что тебе со мной интересно!
Что ты не дашь мне уйти!»
Que le temps
Но она так ничего и не поняла… =( Наш герой в растерянности. Понимает, что самого главного не сказал, что худшее произошло. И просит у времени о небольшом, но необходимом одолжении – залечить душевные раны:
«Пусть время избавит меня от слов и от судьбы,
А также освободит от твоего образа;
Пусть оно многому меня научит, научит завтра же;
Научит любить – так, чтобы больше не было страданий.
Пусть время даст мне возможность жить без угрызений совести,
Пусть время даст мне возможность напиваться до рассвета;
Пусть оно даст мне выжить, забыть твой голос;
И пусть оно день за днем учит меня жить без тебя.»
Но всё-таки нашему герою так хочется, чтобы время остановилось и вернулось назад… чтобы попытаться всё исправить…
«И если время меня слышит,
Пусть оно сделает так, чтобы ты вернулась,
Всего лишь на миг…
Несбыточная мечта!..
И если время меня слышит,
Пусть оно тебя задержит,
Только на миг, чтобы я мог сказать:
«Люблю тебя!»
Потом вновь прилив отчаяния:
«Пусть время ускоряет свой ход, даже если это меня обескровит;
Пусть время покроет мое лицо морщинами до самых уголков глаз;
Пусть оно делает абсолютно всё, что хочет,
Чтобы одержать победу над моим бедным сердцем.»
Наш герой переживает полный пофигизм. )
На самом деле мне очень нравится эта песня. Музыка припева особенно… Первые две строчки… Вообще, настроение слов замечательно передано, на мой взгляд.
Песня вызвала у меня трудности при переводе. Это тот самый субжонктив, или как там это по-русски пишется… LOL Мы его изучали прошлым летом. Гийом тогда, видя наши мучения, сделал философский вывод: «Дааа… Субжонктив и жара – две вещи несовместные!» LOL =) Эта песня заставила меня лезть в справочник и вспоминать, что такое субжонктив и с чем его едят. LOL
Je suis debout
Несмотря на просьбы нашего героя, время решило никого не возвращать. Жестокое! Оно решило поступить проще – залечить раны. И наш герой воспрянул духом. И решил, что будет счастлив не смотря ни на что. Сохранив в памяти только лучшее и постаравшись забыть плохое.
«Мое небо разбилось вдребезги,
И я остался один на осколке звезды.
Время остановилось,
Я был растерян, но сейчас я больше не чувствую боли.
Ко мне вернулась моя сила, мир снова стал цветным…
И если я одержу победу над самим собой,
Я хочу сохранить в памяти только лучшее, что связано с тобой.
Я вновь твердо стою на ногах…»